Версия для слабовидящих

Как огонек, встречает нас
Невинный свет ребячих глаз.
Как важно, чтоб тот свет
Всегда питали ум и доброта.
В душе ребенка поспеши
Зажечь огонь своей души!

МАДОУ №33 г.Салавата > Родителям > Капитошка
(старшая, ОНР)
> Воспитатель рекомендует > Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей

   Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей

Своевременное и полноценное фор­мирование речи в дошкольном дет­стве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведе­нии, а также на его деятельности в различных ее формах. Важное значе­ние имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письмен­ная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие рече­вые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.

Родители, сталкиваясь с трудностя­ми, возникающими при обучении их ребенка, естественно, расстраиваются, задают многочисленные вопросы: по­чему ребенок безграмотно пишет; пропускает буквы при письме и теря­ет целые слоги при чтении; не может применять на практике хорошо вы­ученные правила правописания и пр. А ведь многие из них занимались своим ребенком, водили его в различ­ные кружки, центры развития и вроде бы добились цели, которую перед собой ставили,— ребенок умеет чи­тать и писать, поступил в ту школу, которую они выбрали для него. В чем же дело? Что было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка?

«Из детства в отрочество» — новая комплексная программа, нацеленная на решение проблем разностороннего развития ребенка совместными уси­лиями детского сада и семьи. Особое внимание в программе отводится формированию речи.

Опыт работы по программе показал: взаимодействие детского сада и семьи — необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (воспитатели, лого­педы) и родители действуют согласо­ванно.

Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы; приобщаются к про­блемам своих детей (в разных формах и на разном содержании).

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребен­ка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) родителей стараются убедить в том, что именно их роль в речевом разви­тии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недо­статочны, а иногда и вовсе безрезуль­татны.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты.

  1. Следует реально оценить состоя­ние здоровья ребенка. В последние годы резко  увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а    при этом одной из первых страдает именно речь.
  2. Если родителей что-то беспокоит в речевом  развитии ребенка, не надо бояться

обращаться за консультацией к специалистам.

В нашей стране обследование ре­бенка специалистами-логопедами про­водится в основном тогда, когда ему исполняется 5 лет, а то и непосредст­венно перед самой школой. Этому есть свое объяснение. Известно, что становление речи завершается при­мерно к пяти (шести) годам. Получа­ется, что, пока происходит развитие речи, практически никто не вмешива­ется в этот процесс, не бьет тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты принимают­ся за дело. Это нельзя признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей.

Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка,— необходимо оказывать ему разностороннюю по­мощь до завершения этого процесса, способствуя таким образом предуп­реждению возможных расстройств речи  (возрастных и некоторых пато­логических).

3. Нельзя сводить проблему форми­рования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи — сложный процесс, в котором освоение пись­менной формы является лишь состав­ной частью.

Развитая речь в понимании многих родителей — это умение читать (и писать — хотя бы печатными буква­ми) как максимум и умение расска­зывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо — только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладе­вает для своего последующего полно­ценного развития. При этом чтение и письмо — сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невоз­можно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т. п. Овладение грамотой — не самоцель, это определенный этап ре­чевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшест­вующую и последующую работу по речевому и языковому развитию де­тей.

4. Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению ино­странных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Почему? Практи­чески все языки по некоторым своим характеристикам вступают в противо­речие друг с другом. Прежде всего это касается их фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своем арсенале звуки, которые харак­терны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Вот тут и начинаются труд­ности.

Так, в английском языке есть меж­зубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное произ­ношение звуков русского языка (ши­пящих и свистящих звуков) считается речевым дефектом (межзубный сигматизм), требующим серьезной работы по его исправлению.

Обследование речи. Ежегодно в на­чале учебного года педагоги проводят обследование состояния речи каждого ребенка группы по следующим разде­лам: произносительная сторона (звукопроизношение и речевой слух), словарь, грамматический строй речи, связная речь. Обследуется также раз­витие мелкой моторики рук, с кото­рой, как известно, теснейшим обра­зом связано нормальное речевое раз­витие ребенка.

Цель обследования — выявление уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года; определение результа­тивности работы по речевому разви­тию детей за предыдущий год, т. е. динамики речевого развития за год (кроме первичного обследования).

Обследование речи — трудоемкий процесс, на который обычно уходит две—три недели. От его результатов зависит планирование работы педаго­гов и родителей по развитию речи детей: анализ материалов обследова­ния дает четкую и ясную картину речевого развития каждого ребенка группы.

Результаты обследования доводятся до сведения каждого родителя. Это происходит только в индивидуальной беседе. Главная цель этого этапа работы — заручиться поддержкой ро­дителей для последующего взаимодей­ствия в вопросах речевого развития. В беседе воспитатели отмечают сильные и слабые стороны речи ребенка, намечают пути оказания помощи (если это необходимо) в развитии речи и дальнейшего ее совершенство­вания. Тогда же происходит «распре­деление обязанностей» между детским садом и семьей, иными словами, определяется, что будут делать педаго­ги, а что родители. Объем их работы по развитию речи ребенка в каждом конкретном случае, естественно, раз­ный. Это зависит от многих причин: от уровня речевого развития ребенка; от сложности речевых недостатков; от состава семьи; от желания родителей участвовать в мероприятиях по разви­тию речи своего ребенка и пр. При необходимости к разговору с родите­лями привлекается логопед детского сада. Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр.— это неотъемлемая часть сложного процес­са формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нару­шится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.

Сложной проблемой взаимодейст­вия педагогов и семьи является поиск форм приобщения родителей к речевому развитию их детей. Детский сад (воспитатели, логопеды) владеют серьезной информационной и методической базой для воспита­ния и образования дошкольников. Возникает вопрос: что надо сделать. чтобы ею могли воспользоваться и родители?

Самое лучшее — это опросить самих родителей (беседы, анкетирова­ние), что позволит определить наибо­лее оптимальные формы взаимодейст­вия детского сада и родителей. Жела­тельно учесть все высказанные ими пожелания.

Опыт работы  позволил опре­делить разнообразные формы со­вместной работы педагогов и родите­лей по речевому развитию детей. Расскажем о некоторых.

Игротека. Один раз в неделю во второй половине дня (обычно это четверг) рекомендуется проводить «Игротеку». Цель данного мероприя­тия — закрепление полученных деть­ми умений, представлений на игро­вом материале. На «Игротеку» при­глашаются все желающие члены семей воспитанников группы (мамы, папы, братья, сестры, бабушки, де­душки и др.), которые являются не зрителями, а активными участниками— всех игр и мероприятий. Они могут также проконсультироваться у воспи­тателя по поводу интересующих их проблем; познакомиться с различны­ми речевыми дидактическими играми, поиграть в них со своим ребенком и другими детьми; взять домой на время понравившиеся игровые мате­риалы для индивидуальной работы со своим малышом.

«Домашняя игротека» познако­мит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на за­крепление различных речевых навы­ков. Отбирая и разрабатывая материал для данного раздела, педагоги учитывают и большую загруженность родителей ежедневными домашними дела­ми, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома реко­мендуется «играть на кухне». Напри­мер, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

*   «Помогаю маме». Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Ма­лыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено.   Тем   самым   он   окажет   Вам посильную    помощь    и    потренирует свои пальчики.

*   «Волшебные палочки». Дайте малы­шу счетные  палочки  или  спички   (с отрезанными   головками).    Пусть   он выкладывает из них простейшие гео­- метрические    фигуры,    предметы    и узоры. А вырезанные из бумаги кру­ги, овалы, трапеции дополнят изобра­жения.

На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.

*    «Давай    искать    на    кухне   в  слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета?   Кухонного   шкафа?   Пли­ты? и пр.

«Угощаю». «Давай вспомним вкус­ны е слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и  так до тех пор. пока все не «съедите». Можно поиграть в «слад­кие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Можно играть с целью развития грамматического строя речи.

*    «Приготовим сок». «Из яблок сок…(яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (виш­невый); из моркови, лимона, апельси­ на   и   т. п.    Справились?   А   теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.

« Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.

*   Попробуйте   вместе   с   ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно   пришивать   (с   Вашей   помо­щью),    а    можно    укрепить    их    на тонком слое  пластилина  (без  Вашей помощи).

*   Очень красивые картинки получа­ются  из  кнопок,  особенно  из  цветных.    В   детском   саду   педагоги   не могут  дать   детям   кнопки   (в   целях безопасности).   Но  дома   Вы   можете проконтролировать    своего    ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плот­ный поролон.

«По дороге из детского сада (в детский сад)».

* «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо ко­торых мы проходим; а еще обязатель­но укажем — какие они. Вот почто­вый ящик — он синий. Я заметил кошку — она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

* «Волшебные очки».«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится крас­ным (зеленым, синим и т. п.). По­смотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: крас­ные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

•    «Перепутаница». «Жили-были сло­ва. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что пере­путались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (воло­сы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.»

Игра на обогащение словаря ребенка.

•    «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу,    а    ребенок    заканчивает    ее. Например:   ворона   каркает,   а   воро­бей…    (чирикает).    Сова    летает,    а заяц…   (бегает,   прыгает).   У   коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.

 Игра на развитие грамматического строя речи.

•    «Упрямые  слова».   Расскажите  ре­бенку,  что  есть на свете  «упрямые» слова, которые никогда не изменяют­ся (кофе, платье, какао, кино, пиани­- но,   метро).   «Я   надеваю   пальто.   На вешалке висит пальто. У Маши кра-­ сивое   пальто.   Я   гуляю   в   пальто. Сегодня тепло,   и   все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.

«Подвижные игры».

* «Игры с мячом».«Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга…»

•    «Лягушка».   Выделение   звука   из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. «Будешь  прыгать как лягушка,   если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится   игра   на  другие   гласные звуки.  Позже можно проводить игру на согласные звуки.

Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями»; хотя второе является составной частью первого. Взаимо­действие подразумевает не только распределение задач между участника­ми процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обрат­ную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, тактичным, опос­редованным. Это могут быть выставки, праздники, тради­ции.

Традиционные игры. По рекоменда­ции педагогов родители вводят в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель — расши­рить словарь ребенка; объяснить лек­сическое значение слов. Один раз в неделю, например в выходной день, родители «дарят» ребенку новое для него слово: не просто называют его, но и обязательно объясняют значе­ние. Слова самые разные: «весенние» (капель, проталина, наст…), «сладкие» (мармелад, щербет, джем, грильяж…), «тяжелые» (гиря, штанга…), «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко… и т. п. Традиция «Я дарю тебе словеч­ко» продолжается в детском саду. Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение всего дня своих друзей. Воспитатели на малень­ких листочках бумаги записывают каждое слово, а на обратной стороне — имя и фамилию того, кто его принес. Все бумажки складываются в коробочку, которую по желанию детей называют либо копилкой, либо коллекцией слов. Периодически педа­гоги достают копилку (коллекцию) и проводят разнообразные игры. На­пример. Бумажки со словами высыпа­ются в шляпу. Дети по очереди достают бумажки, воспитатель зачи­тывает слово, достающий должен объ­яснить его значение. Если ребенок справился с заданием, он получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Можно организовать игру по-другому: воспитатель по оче­реди достает бумажки со словами и разъясняет их лексическое значение, не называя их. Ребенок (дети), кото­рый правильно называет слово, полу­чает фишку.

Один раз в квартал в группе выве­шивается благодарственное письмо, в котором указываются те семьи (роди­тели), чьи дети принесли в копилку много интересных слов. Подобная форма поощрения является хорошим стимулом как для детей, так и для родителей.

Выставки. Воспитатели не устают убеждать родителей в важности и необходи­мости развития мелкой моторики рук. Рассказывают о разных видах работы: от пальчиковых игр до разви­тия ручной умелости. А вот узнать о том, как родители распорядились этой информацией, педагоги могут из материалов выставки «Как умелые ручки язычку помогали» На выставке демон­стрируются только те экспонаты (по­делки), которые были сделаны детьми дома.

Речевые праздники. К праздникам предъявляются следующие требова­ния: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (воспитатель берет на себя организационные моменты и роль ведущего).

Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребенка. Желательно вводить зада­ния, где соревнуются не дети между собой, а близкие друг другу люди (мама, папа и ребенок). Например, кто из членов семьи сумеет пра­вильно повторить скороговорку три раза подряд. В этом случае не возникает обид.

Т. ГРИЗИК, кандидат педагогических наук

Обрнадзор РБ Министерство образования Министерство образования РБ Российское образования РБ Электронная очередь ФИРО Администрация Управление образования г. Салават ИРО Добрая дорога детства УМЦ Информационные ресурсыОбрнадзор РБ