Версия для слабовидящих

Как огонек, встречает нас
Невинный свет ребячих глаз.
Как важно, чтоб тот свет
Всегда питали ум и доброта.
В душе ребенка поспеши
Зажечь огонь своей души!

МАДОУ №33 г.Салавата > Родителям > АБВГДейка
(подготовительная 6- 7 лет)
> Воспитатель рекомендует > Воспитание «настоящих мужчин» и «настоящих женщин»

Воспитание «настоящих мужчин» и «настоящих женщин»

Одно из того немного, что мы знаем о новорожденном ребенке – это его пол. Его способности и характер для нас – тайна «за семью печатями».
Так или иначе, каждый родитель мечтает в будущем видеть сына «настоящим мужчиной», а дочь – «настоящей женщиной». От того, как будут усвоены эти роли, зависит и отношение уже повзрослевших детей к противоположному полу, выбор профессии, и воспитание ими собственных детей, и, в общем, вся жизнь.
Какими мужчинами и женщинами вырастут наши дети? Достаточно интригующий вопрос из будущего. Конечно же, все зависит от родителей.

Половое воспитание предполагает формирование у детей знаний и навыков поведения того пола, к которому ребенок принадлежит: у девочек – феминного, у мальчиков–маскулинного.

Специфику поведения представителей обоих полов ребенок усваивает через взаимоотношения с родителями и наблюдение за тем, как те поступают в различных ситуациях и как относятся друг к другу. Причем, большую часть информации ребенок воспринимает бессознательно, «считывая» те эмоции и чувства, что стоят за словами.

Есть простая формула: Ребенок учится ролевому поведению у родителя своего пола, учится общаться с противоположным полом с родителем противоположного пола.
Девочка учится женственности у матери, находя подтверждение успешности в глазах отца. Мальчик приобретает представление о мужественности рядом с отцом, реализуя свои мужские черты в общении с матерью.

Есть еще формула. То, насколько мама (папа) принимает в себе женскую (мужскую) часть, зависит то, как она будет воспитывать женские (мужские) качества в своей дочери (сыне).

Свое отношение (принятие) к противоположному полу родитель будет демонстрировать по отношению к ребенку другого пола.

Пример, из области не совсем, на мой взгляд, здорового отношения, — это воспитание девочки по маскулинному типу (как мальчика). То есть, родители страстно хотели мальчика (чаще всего папы этого желают), а рождается девочка (вот беда!). Вопрос папам, которые расстраиваются, не получив в подарок сына: а что, не знаете как обращаться с девочками? А с женщинами? Можно оправдываться чем угодно, дескать, сын – наследник, с ним можно по-мужски поговорить и прочее.
А на языке психологов – это проблема переноса. Переноса собственных неудач, несостоятельности в отношениях с противоположным полом на отношения с ребенком. Здесь великое поле жизненных примеров.

Мамы, агрессивно настроенные по отношению к отцу, переносят это же отношение на сына. Часто в такой ситуации сын начинает подсознательно «убивать» в себе качества, свойственные мужчинам. Получается «мамин сын» со слабо выраженными маскулинными качествами.

«Мамин сын» и «папина дочь».

Такие типажи со слабовыраженными полоролевыми характеристиками формируются чаще всего, когда родитель хотел бы видеть в своем ребенке замену неудачным отношениям со вторым родителем. То есть, родитель создает идеальные отношения с противоположным полом посредством ребенка (то есть с ребенком).
Такие отношения я называю «инцестуозными» (от инцест) в психологическом смысле. Обычно для «маменькиных сынков» и «папиных дочек» характерна не только приверженность по отношению к родителю противоположного пола, но и копирование его поведения, подражание его привычкам.
Как правило, дети-дошкольники перенимают привычки, в основном, наиболее значимого взрослого. Сначала это забавно. Ну, например, когда девочка в 3 года выходя из-за стола имитирует громкую отрыжку, при этом почесывая живот, то несложно догадаться, кого из родителей скорее всего она копирует.
Если родители видят в своем ребенке такое несоответствие полоролевому поведению, то ни в коем случае нельзя брать быка за рога – в смысле заниматься «срочной коррекцией такого безобразия».
Займитесь в первую очередь собой. Помните, что полоролевое воспитание в основном осуществляется посредством вашего внутреннего благополучия из половой роли и успешности ваших взаимоотношений с противоположным полом.
Свой первый опыт общения с противоположным полом ребенок получает от родителей. От того, насколько это общение, взаимодействие будет успешным, в целом зависит их будущее отношение к противоположному полу в течение всей жизни.
Поэтому, если Вам (или Вашим знакомым) кажется, что Ваш ребенок в своем поведении очень не соответствует полоролевым представлениям – обращайтесь к себе, к своим частям женского и мужского, к своему отношению к противоположному полу.
Увещевания вроде: «Ну, как тебе ни стыдно! Ты же девочка (мальчик)!» относятся к «неэкологичным» способам профилактики неподобающего полоролевого поведения.
Кажется, фраза безобидная, но это на первый взгляд. Какое чувство возникнет у Вас, когда напоминают о том, «кто Вы есть на самом деле»? Я не против указания на половую принадлежность и объяснения ребенку, что присуще девочке, женщине и мальчику, мужчине. Скорее, против такой формулировки.
Читаем между строк. Во-первых, говоря «Ты же девочка!» в то время, как дочь дерется или проявляет неаккуратность за столом, или употребляет крепкие выражения, тем самым Вы подразумеваете, что, если для девочки такое поведение неприемлемо, то для мальчика и мужчины вполне нормально.
Мальчикам обычно напоминают, что он мальчик в том случае, когда он начинает проявлять излишнюю (для кого?) эмоциональность: «Ты же большой! Ты же мужчина! А мужчины не плачут!». Напрямую – это игнорирование эмоционального состояния ребенка, попытка урегулировать все, поставив его в ролевые рамки.
Потом из таких мальчиков вырастают эмоционально замкнутые мужчины, которые не способны выразить собственные чувства. В мальчиках нужно воспитывать мужественность, но при этом уделять большое внимание эмоциональной сфере.
Сейчас уже ни для кого не секрет, что мужская психика более тонко организована. Пока дети не поступили в школу, половая роль навязывается им не очень настойчиво.
Семилетнюю девочку, которая лазает по деревьям и состязается в ловкости с мальчишками, родители могут вполне одобрительно и даже с оттенком гордости называть сорванцом, но при этом ее сверстник-мальчик, предпочитающий игру в куклы футболу, получает оскорбительное прозвище «маменькиного сынка».
Детские психиатры считают «нормальной фазой развития» период, когда девочка может выглядеть сорвиголовой. В то же время, многие исследователи считают, что с «женственностью» мальчиков необходимо бороться во избежание развития у них гомосексуальных наклонностей или осложнений на сексуальной почве.
В начале ХХI века, когда так распространился гомосексуализм, важно уже в раннем возрасте корректировать в процессе воспитания женственные черты мальчиков. Всегда интересно, и не только психологам, как так получается, что из ребенка вырастает представитель нетрадиционной ориентации.
Мне этот вопрос на данный момент кажется актуальным ещё и в связи с тем, что, в последнее время общество начало активно бисексуализироваться. Культура поведения тоже стала более бисексуальной. То есть, уменьшился разрыв в отношении социально обусловленных признаков мужчин и женщин.
Традиционные феминные и маскулинные качества сильно модифицировались сложившимися условиями жизни. Вчера, например, сидела в кафе рядом с трансвеститом, или кем-то близким к этому – грудь мужская, а на ушах сережки, ногти длинные, на голове — начес…
Как раз наблюдала за тем, насколько его манеры и стиль общения с партнером более женственны, чем у некоторых рядом сидящих женщин. Даже возникло желание взять у него уроки женственности. Конечно, с психологической точки зрения, я отношу поведение трансвеститов и «нарочито голубых» к утрированной актуализации в себе определённых черт, как одно из проявлений следствия перенесенной психотравмы.
Но есть и не только созданные обстоятельствами гомосексуалисты, но и воспитанные, воспитанные родителями. Очень полезно в этом отношении почитать исповедь Бориса Моисеева, чтобы знать, как не стоит воспитывать ребенка, чего не стоит делать.
В кратком содержании: его мама страстно хотела, чтобы родилась девочка и воспитывала его соответственно – наряжала в платьица, отращивала ему волосы, покупала куклы и пр. У меня немало знакомых, которые воспитывались как представители другого пола.
То есть, родители как бы забыли, какого пола их дети есть на самом деле. Им так было удобно. Захотел мальчика – воспитал мальчика (зачем обращать внимание на истинный пол ребенка), а общество пополнилось гомосексуальным типом.
Сейчас, кстати, в сфере образования активно обсуждается вопрос относительно возвращения к старой системе раздельного обучения мальчиков и девочек в образовательных учреждениях.
Это обосновывают различием в психофизиологических особенностях полов, которым необходимы разные режимы и методики преподавания. В этом есть рациональная основа, но давайте подумаем о том, что на данный момент общество стоит на ступени, когда мужчины и женщины работают вместе, и почти нет чисто женских и чисто мужских профессий.
И здесь выскажу надежду, что это не произойдет в ближайшее время. Все-таки, будущие мужчины и женщины должны иметь опыт общения друг с другом, в том числе в период дошкольного и школьного детства.

Обрнадзор РБ Министерство образования Министерство образования РБ Российское образования РБ Электронная очередь ФИРО Администрация Управление образования г. Салават ИРО Добрая дорога детства УМЦ Информационные ресурсыОбрнадзор РБ