Версия для слабовидящих

МАДОУ №33 г.Салавата > Родителям > Капитошка
(старшая, ОНР)
> Воспитатель рекомендует > Тренеруем память

Тренируем память

Даже не очень внимательные родители замечают, что их дети-дошкольники обладают удивительной памятью: они способны без заучивания запоминать целые стихотворения и отрывки и часто поражают литературные и художественные вкусы своих родителей, ци­тируя модный телесериал или текст рекламного ролика. Хорошо бы, чтобы эта удиви­тельная способность не пропадала впустую — ведь ее расцвет ограничен во времени! И хотя почти все дети имеют лучшую память, чем взрослые, внутри группы детей все-таки существуют и различия: кто-то лучше запоминает материал, а кто-то хуже.

Поэтому необходимо представлять себе, как работает память, каковы ее особенности в дошкольном возрасте и каким образом ее можно упражнять — ведь, как известно, эта способность никогда не бывает чрезмерной. Память — это свойство психики восприни­мать, сохранять и воспроизводить некоторую информацию, которая может иметь самую разную форму и содержание. Можно помнить ощущения и образы, которые мы получаем благодаря нашим органам чувств: зрению, слуху, обонянию, вкусу, осязанию. Можно помнить лучше других стихи и прозу, лица людей, даты, фамилии, номера телефонов, до­рогу

Можно помнить долго, всю жизнь — в этом случае говорах о долговременной памяти, которая имеет очень большой объем и организована по смысловым связям. Можно пом­нить несколько секунд — время, необходимое для прочтения Вами одного предложения; здесь мы имеем дело с кратковременной памятью, которая построена часто на механиче­ских связях (ассоциациях), невелика по объему и включает 7 плюс-минус 2 элемента. Для того чтобы информация из кратковременной памяти перешла в долговременную, ее нужно повторять до заучивания.

Можно говорить также о непосредственной памяти — когда материал запоминается как бы сам собой, без специальных действий (их называют мнемотехническими приема­ми), и об опосредованной, когда человек придумывает нечто вроде «узелков» на память, чтобы затем вспомнить трудный материал. Например, наши бабушки запоминали после­довательность падежей русского языка при помощи забавного стихотворения, первые буквы каждого слова которого напоминают названия падежей:

   Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку!

Вот как много видов памяти существует — и это еще далеко не все из того, что из­вестно психологам и педагогам!

Но самое главное для нас — это то, что память ребенка можно упражнять и развивать. Актеры, заучивающие наизусть многие страницы, не имеют этот навык от рождения, а

приобретают его благодаря упражнению. Для ребенка память — это основной способ по­знания и привыкания к миру. Он запоминает язык, и уже потом, встречая повторяющиеся звукосочетания, злится соотносить их с ситуацией и таким образом постигать значения слов.

Он запоминает правила, предложения, таблицу умножения, чтобы затем понять их смысл, а пока не понял — пользоваться механически, доверяя своей памяти. Характерно, что у детей лучше сформирована память на эмоции и образы, чем на слова и символы. По­этому прекрасно, если в обучении Вы будете использовать иллюстрации, рисунки самого ребенка. Важно также знать, что у разных детей может главенствовать либо зрительная, либо слуховая, либо моторная память, в зависимости от этого будет более эффективным то показывать детям картинки, то объяснять и диктовать, то просить ребенка самого об­вести букву или воспроизвести изображение. Однако 80 % всей информации человек по­лучает все-таки благодаря зрению и слуху, мы сосредоточимся в дальнейшем на развитии именно этих видов памяти.

Память может скрывать, компенсировать недостаток других способностей у ребенка, но может и стимулировать их, помогая расширять кругозор, создавая стереоскопическую картину мира и обогащая поведение новыми образцами. В этом разделе мы помещаем иг­ры и упражнения по развитию памяти, необходимые для успешного обучения в школе.

 Отгадай-ка! Дидактическая игра для развития памяти, внимания и речи

Можно играть как с группой, так и с одним ребенком. Задание состоит в том, что ре­бенка просят по памяти выразительно описать какой-либо из находящихся в комнате предметов так, чтобы партнеры угадали. При этом нельзя смотреть на этот предмет и на­зывать его.

После того как ведущий объяснил правила игры, а дети подготовились к ней и выбра­ли предмет, водящий дает в руки любому играющему камешек как приглашение к расска­зу. Получивший камешек рассказывает о загаданном предмете. Когда загадка отгадана, ее автор передает камешек в руки следующему. Игра продолжается  до тех пор, пока каждый не придумает свою загадку.

Взрослый следит за тем, чтобы назывались существенные признаки, остальные участ­ники имеют право задавать наводящие вопросы, однако надо дать возможность водящему произнести достаточно полное описание предмета.

Бабушка укладывает в свой чемодан… Игра для развития механической памяти

Играть можно и вдвоем с ребенком, но лучше — компанией из 3-4-5 человек. Взрос­лый начинает рассказ: «Бабушка укладывает в свой чемодан… расческу», следующий иг­рок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет. «Бабушка укладывает в свой чемодан расческу и… тапочки» и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока ряд не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести. У детей это может быть 18-20 предметов.

Стало сызнова смеркаться…Упражнение для развития литературной памяти

Предлагаем Вам чаще разучивать стихи — это прекрасное занятие не может быть лишним ни в каком  возрасте,  помимо общеразвивающего эффекта, помогает привить ребенку литературный вкус и способствует эмоциональному сближению членов семьи. Начинать следует со стихов хорошего ритма и яркого содержания, если же Вы предпочи­таете переводы, то пусть это будут классические образцы — работы С. Маршака, Б. Заходера, К. Чуковского. Предлагаем Вам отрывок из сказки П. Ершова «Конек-Горбунок».

«Стало сызнова смеркаться,

Старший брат пошел сбираться:

Взял и вилы и топор

И отправился в дозор.

Ночь холодная настала,

Дрожь на малого напала,

Зубы начали плясать!

Он ударился бежать

И всю ночь бродил дозором

У соседки под забором.

Жутко было молодцу!

Но вот утро. Он к крыльцу:

«Эй вы, сони! Что вы спите! Брату двери отоприте-

Ночью страшный был мороз — До животиков промерз».

Обычно для запоминания этого отрывка достаточно прочесть его 3-4 раза, а если по­стараться сделать это выразительно—то 1-2 раза.

«Пуговицы»  Игра для развития памяти и внимания

В этой игре принимают участие двое. Перед игроками лежат два одинаковых набора пуговиц, внутри которых ни одна пуговица не повторяется. Для начала бывает достаточно взять всего З пуговицы, но при этом перед играющими лежит весь набор, из которого они выбираются.

У каждого игрока есть игровое поле, разделенное на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток должно содержать поле; для начала достаточно 4 или 6. Пуговицы кладут­ся на клетки поля. Водящий располагает их по собственному желанию, дает партнеру не­которое время на то, чтобы запомнить их расположение (20-30 сек) и накрывает поле лис­том бумаги. Второй игрок должен выбрать из своего набора такие же пуговицы и воспро­извести на своем поле их взаиморасположение. Затем первый игрок открывает свое поле, и оба проверяют правильность решения.

Обычно на первом этапе дети не могут играть правильно, следует обучить их помо­гать себе, описывая вслух взаиморасположение пуговиц. При этом рекомендуется особен­но следить за тем, чтобы ребенок правильно ориентировался и не путался в направлениях «вверх», «вниз», «влево», «вправо».

«Дверная скважина» Игра для развития зрительной памяти и пространственного мыш­ления

Для игры необходимо подготовить небольшую яркую и подробную картинку и лист бумаги, примерно вчетверо превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины. Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка откры­вается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и под­робно. Он и сменяет ведущего.

Обрнадзор РБ Министерство образования Министерство образования РБ Российское образования РБ Электронная очередь ФИРО Администрация Управление образования г. Салават ИРО Добрая дорога детства УМЦ Информационные ресурсыОбрнадзор РБ